
15 мая, в седмицу 4-ю по Пасхе, день перенесения мощей святых благоверных князей-страстотерпцев Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил Божественную литургию в подворье Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова — храме Святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба г. Саратова.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Архиерейского совета Саратовской митрополии, секретарь главы Саратовской митрополии по делам монастырей и монашествующих, благочинный монастырей Саратовской епархии, наместник, духовник Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова игумен Серафим (Баранов); настоятель храма, помощник благочинного благочиния монастырей Саратовской епархии, руководитель миссионерского отдела Саратовской епархии священноинок Лука (Кузьмин); штатный клирик храма, заместитель руководителя миссионерского отдела Саратовской епархии иерей Владимир Романов; руководитель службы протокола Саратовской епархии, секретарь комиссии по сохранению мощей и древних святынь Саратовской епархии, клирик Покровского собора г. Саратова иерей Григорий Родихин; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов.
Богослужебные песнопения исполнил хор Покровского собора под управлением регента Антонины Александровны Коньковой.
За богослужением молились учащиеся казачьей 43-й школы имени Героя Советского Союза генерала армии В.Ф. Маргелова г. Саратова.
За Литургией митрополит Игнатий совершил хиротесию во иподиакона чтеца, студента СПДС Павла Кулика.
Митрополит Игнатий обратился к пастве с проповедью:
«Дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с днем небесных покровителей этого замечательного храма, память которых мы сегодня празднуем, — святых благоверных князей Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида. Все мы знаем историю их недолгой, но славной жизни. Будучи христианами, они не стали противиться своему брату, который хотел завоевать их княжество, вверенное им отцом. Они сохранили войско, не пошли войной и приняли мученическую кончину. Святые братья предпочли спасти свою душу. Для них жизнь во Христе была гораздо важней, нежели земное княжество.
Каждому из нас следует помнить о том, что наша душа бессмертна. Господь воззвал нас к жизни для того, чтобы мы с Ним жили и во Христе имели ту неизреченную радость, которую Он дает. А эта радость не сравнится ни с чем земным. Здесь, на земле, мы можем чувствовать лишь отголоски той полноты жизни, которая нас ожидает в вечности. Живя на земле, заботясь о земном, мы, конечно, получаем какое-то удовлетворение, но это совсем не то, к чему человек изначально призван и к чему мы с вами должны стремиться. Важно не забывать о том, что мы созданы для жизни с Богом и что та жизнь полна радости, полна ею по существу.
День, когда мы празднуем память святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, практически всегда приходится на пасхальное время, когда мы прославляем Воскресшего Христа. В этот день мы всегда служим в красном облачении, потому что, во-первых, Пасха Христова, а во-вторых, святые благоверные князья пролили мученически свою кровь и пополнили воинство небесное. Они являются заступниками и за нас, и за наше Отечество. Мы молимся, чтобы Господь даровал мир нашей земле. Мы ждем того дня и часа, когда наступит мир. Но мы должны помнить: для этого мир должен прийти в наши души. Если у нас в душе не будет мира, если мы будем иметь вражду, то ничего хорошего не будет.
Преподобный Серафим всегда говорил: “Стяжи дух мирен — и вокруг тебя спасутся тысячи”. Можно внешне что угодно менять, хотеть, чтобы все было совершенным, но если мы не начнем с себя, ничего не будет получаться. Таков закон — надо с себя начать, и тогда все вокруг будет оживать. Христос вдыхает в нас и во все творение настоящую, подлинную жизнь. Когда мы причащаемся Тела и Крови Христовых, мы не всегда чувствуем эту особую благодать, но это не значит, что она не действует. Человек подвержен вражескому влиянию, потому что в результате грехопадения наша природа была повреждена, мы стали болеть, стареть, умирать. Наша воля, наш разум, наши чувствования стали находиться в раздрае, нарушилась первозданная гармония. Христос приходит на землю для того, чтобы мы с Его помощью восстанавливали эту гармонию, начиная здесь, на земле, и переходя в вечность, где мы будем продолжать совершенствоваться в Боге.
Мы часто думаем, что много сделали неправильных дел и за эти грехи Господь нас накажет. Но Господь всех нас любит, на всех изливает благодать и всем желает спасения. Наказание — это некий наказ для того, чтобы не случилось чего-то хуже, потому что помимо физических законов существуют законы духовные. Если в физическом мире мы бросаем камень вверх и стоим на этом месте, то камень падает на нас. Если мы грешим, то этот грех возвращается на нас не потому, что Господь наказал, а потому, что мы сами это сделали. Можно кого угодно винить, что на нас камень упал, но мы сами кинули его вверх, а не нас Бог наказал. Так и в духовной жизни.
Если мы грешим, то сами на себя вызываем ту скверну, которая нас разлучает с Богом, мешает нам идти навстречу Христу.
Христос приходит на землю, принимает человеческую природу, умирает на Кресте и воскресает уже в обновленном теле, к чему и мы все призваны. После того как мы уйдем из этого земного бытия, рано или поздно наступит Всеобщий Суд, и суд этот будет по любви. Если мы в своей душе стяжали мир, то мы продолжим совершенствоваться в Боге.
Не нужно думать, что мы можем поставить в храме свечку, и тогда Бог нам поможет в каком-то деле. В отношении Бога купля-продажа не работает. Это наше превратное, неправильное понимание. Бог желает нам самого главного — спасения, чтобы мы в вечности не остались банкротами, а мы почему-то думаем, что если совершили какие-то проступки, Бог нас за них накажет, и мы — квиты. Это неправильный, юридический подход. Господь не справедлив, а всемилостив, но эту милость надо уметь принять, потому что если мы будем судить лукавым судом, то и мы будем судимы этим судом, сами же себя будем судить. Сами себя будем осуждать, потому что мы своими грехами, нежеланием идти навстречу Христу делаем себя по своему свободному выбору чуждыми Христу. В таком случае, когда мы придем к Нему, Он нас будет встречать с распростертыми объятиями, но для нас, по нашей же жизни, по нашей природе, Он окажется чужим. Нам будет очень некомфортно, мы сами бросимся прочь от Его лица. Давайте об этом помнить».
По окончании Литургии было освящено коливо, совершено славление, возглашено многолетие.